КАМАЗ


В начале 60-х Набережные Челны были всего лишь скоплением деревянных лачуг (население - 1300 человек) на берегу Камы в Татарстане, недапеко от Урала. Советские планировщики решили поставить там плотину и разместить крупнейший в мире завод по производству грузовиков.
Монстр по имени КамАЗ занимает 50 квадратных километров. Теоретически здесь могут собирать 150 тысяч тяжелых грузовиков в год. Весь рынок тяжелых грузовиков в Америке - 150 тысяч в нормальный год и 200 тысяч - во время бума.
В коммунистические времена покупателем было правительство, и в 1988 году КамАЗ продал 130 тысяч грузовиков. Коммунизм рухнул, и рынок тяжелых грузовиков впал в коллапс. Вдобавок ко всем несчастьям в 1993 году пожар уничтожил завод двигателей. В минувший год здесь собрали 23 тысячи машин...
Президент КамАЗа Николай Бех знает, что должен двигаться быстро. У КамАЗа есть совместное предприятие с "Камминсом" для производства американских дизельных двигателей. Специалисты "Делуа и Туше" должны изучить ситуацию и дать рекомендации по направлению финансовых потоков...
"Мы ищем партнера, способного представлять нас на мировом рынке капиталов", - сказал Николай Бех. Согласно заключенному в 1994 году контракту с "Колберг, Кравис, Робертс", КамАЗ должен получить в течение шести лет 3,5 миллиарда долларов, отдав взамен 49 процентов своих акций. На что предполагается истратить эти деньги? Во-первых, на новый 25-тонный грузовик для нефтяной и лесной промышленности. Во-вторых, на трейлер, способный конкурировать с лучшими зарубежными образцами - с дизелем "Камминс", трансмиссией "Цанрад Фабрик", кабиной ДАФ. В-третьих, на легкий грузовик - вызов "Газели".
Есть у КамАЗа и легковая машина. Микролитражка "Ока" с двигателем 30 л.с. (в прошлом году выпущено 6 тысяч, в этом, вероятно, будет 12 тысяч) стоит 3,5 тысячи долларов. Сегодня КамАЗ теряет на каждой машине по тысяче долларов, но надеется, что она станет рентабельной при объеме выпуска 50 тысяч в год.
Отметим: планы - это одно, а реальность - совсем другое. Например, по проекту "КамАЗ-Камминс" ничего не происxодит. Нет денег.
Одна из причин отсутствия денег у КамАЗа и других российских автомобильных компаний в том, что индустрия работает на бартер. "Мы посылаем грузовики дилеру, он отправляет их угольной компании, она отгружает уголь металлургам, те отгружают нам сталь", - сказал Ильдар Хапиков, финансовый директор КамАЗа. Лишь половина продукции нынешнего года продана за деньги...
На КамАЗе считают, что следующий год уже должен стать прибыльным. "Мы прошли самую трудную часть", - сказап Бех. Но трудности тоже бывают разного уровня.

Используются технологии uCoz